Вещества, подлежащие госрегулированию

9 ноября 2023 09:34

Наверняка вы уже слышали про новый Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования (далее - Перечень), утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 20.10.2023 г. № 2909-р.

Перечень заменяет ранее действовавший, определенный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 г. № 1316-р, и вступает в силу с 01.01.2024 г. (за исключением ряда положений, о чем более подробно - далее).

Без преувеличения это одно из важнейших событий в сфере природоохранного регулирования. Ведь именно по этому перечню в нашей стране производятся нормирование выбросов и сбросов, рассчитывается плата за негативное воздействие на окружающую среду, проводится производственный экологический контроль.

В актуализированный перечень веществ добавлено 79 новых веществ, загрязняющих: атмосферный воздух (39 позиций), водные объекты (16 позиций), почвы (24 позиции). Естественно, добавление новых веществ не может не вызывать необходимость их учета в природоохранной документации.

Возникает резонный вопрос. Опять все переделывать?

На первый взгляд, проблема есть, но не такая уж большая. Разработчики документа пошли навстречу бизнесу, предусмотрев поэтапное вступление в силу нового документа.

Для этого в п. 2, 3 Распоряжения Правительства РФ от 20.10.2023 г. № 2909-р для ряда веществ, ранее не подлежащих государственному регулированию, определен переходный период в зависимости от категории объекта негативного воздействия (далее - Исключения).

В частности:

  • для объектов I категории, в выбросах и сбросах которых есть вещества, попавшие в Исключения, большая часть разрешительной документации не потребует коррекции в случае, если документы подготовлены до начала 2025 г.
  • для объектов II, III категории, в выбросах и сбросах которых есть вещества, попавшие в Исключения, новые положения перечня веществ не применяются до 2027 года в случае, если документы подготовлены до начала 2025 г. (таким образом, предприятиям предоставляется двухлетняя отсрочка).

Однако при повторном прочтении документа у Перечня открывается «двойное дно»: в список Исключений попали далеко не все вещества, ранее не подлежащие государственному регулированию! И для тех веществ, которые не попали в Исключения, не предусмотрено совсем никакого переходного периода!

В отношении выбросов в атмосферный воздух это следующие вещества:

  • диЖелезо триоксид (железа оксид; железо сесквиоксид) /в пересчете на железо/;
  • Натрий гидроксид (натр едкий);
  • Пыль абразивная (корунд белый, монокорунд);
  • Пыль аминопластов;
  • Пыль асбестосодержащая (с содержанием хризотиласбеста до 10%) (по асбесту);
  • Пыль фенопластов резольного типа (Э2-330-02, У2-301-07);
  • Смолистые вещества (возгоны пека) в составе электролизной пыли выбросов производства алюминия;
  • Углерод (пигмент черный или углеродсодержащий аэрозоль (сажа));
  • Хлор диоксид;
  • Цинк сульфат /в пересчете на цинк/;
  • Диоктилбензол-1,2-дикарбонат.

В частности, сажа и оксид углерода характерны для выбросов в атмосферу от эксплуатации производственного оборудования большинства промышленных предприятий, однако, в связи с отсутствием этих веществ в Перечне, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 г. № 1316-р, они ранее не учитывались в целях нормирования в природоохранной и разрешительной документации.

Отсутствие этих веществ в Исключениях фактически приводит к необходимости корректировки действующей природоохранной документации таких предприятий с 01.01.2024 г., что сопряжено со значительными сложностями (например, помимо собственно разработки, есть сроки административных регламентов согласовательных процедур).

Особое удивление вызывает тот факт, что в перечень Исключений из раздела II «Для водных объектов» Перечня, напротив, зачем-то попало загрязняющее вещество, ранее подлежащее государственному регулированию, а именно нефтепродукты (нефть, углеводороды нефти).

Прямое применение данного исключения приведет к тому, что в переходный период могут быть разработаны нормативы допустимых сбросов вообще без учета нефтепродуктов, которые являются одним из основных загрязнителей, оказывающих негативное воздействие на водные объекты и водные биоресурсы.

Размышляя над этим, складывается устойчивое ощущение, что в Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2023 г. № 2909-р вкрались досадные неточности. А времени для их исправления остается крайне мало.

Рассмотрим еще оду проблему, связанную с применением Перечня. Не секрет, что одной из целей государственного регулирования выбросов и сбросов было и остается взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду.

С 01.09.2023 г. вступили в силу новые Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – Правила платы за НВОС), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 г. № 881.

В этом вроде бы совсем свежем документе мы видим очередное белое пятно: в п. 9 Правил платы за НВОС говорится (цитата): «Плата за негативное воздействие исчисляется лицами, обязанными вносить плату, … по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. № 1316-р».

Зачем было напрямую указывать реквизиты нормативного правового документа, нам неизвестно. Но фактически это уже приводит к правовой коллизии: этот Перечень с 01.01.2024 г. утрачивает свою силу.

Давайте еще раз внимательно прочитаем приведенную цитату из Правил платы за НВОС. Плата взимается по каждому загрязняющему веществу, включенному в Перечень. Но если мы рассмотрим вещества, попавшие в новый Перечень, то увидим, что по ним на данный момент отсутствуют ставки платы!

Получается «Сделай то, незнамо что, так, незнамо как»?

По указанным вопросам ГК «ЭКО ЦЕНТР» сформированы запросы в Минприроды России и Росприроднадзор. По получении ответов обязательно поделимся ими в наших аккаунтах в социальных сетях.

Ну а пока остается вспомнить только бессмертную цитату В.С. Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда»…

Коллеги, введение новых нормативных документов в нашей стране, как вы знаете, — это всегда задача с многими неизвестными.

Чтобы не быть пионерами в реализации новых требований, обращайтесь за разработкой природоохранной документации в ГК «ЭКО ЦЕНТР». В особенности это актуально для предприятий I категории!

+7 (495) 221-78-08 — г. Москва;
+7 (800) 775-50-51 — регионы РФ.

  • подготовим природоохранную документацию (для любой категории НВОС!);
  • подскажем оптимальные пути и предложим решения;
  • по минимальным ценам!
Автор материалаC.В. Богданова, заместитель технического директора ООО «ЭКО центр», ГК «ЭКО ЦЕНТР»
Дата подготовки материала

09 ноября 2023 г.

Комментарии

Добавить комментарий