Оценка запасов подземных вод (ОЗПВ)


Необходимость оценки запасов и прогнозных ресурсов подземных вод и постановки их на государственный учет установлены Законом РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» в качестве основных требований по рациональному использованию и охране недр (см. раздел III ст. 23, п. 3, 4).

Выполнение работ по оценке запасов подземных вод является следствием реализации требований по рациональному использованию и охране недр. Цель данных требований – обеспечение предприятий и населения водой надлежащего качества, добыча которой не приведет к истощению целевого эксплуатируемого водоносного горизонта и негативному воздействию на окружающую среду в целом.

Оценка запасов подземных вод является результатом геологоразведочных работ, выполняемых на поисково-оценочной стадии, по результатам которых недропользователь может получить лицензию на добычу подземных вод. Данный вид работы выполняется после проведения экспертизы проекта на геологическое изучение недр в ФГКУ «Росгеолэкспертиза» и получения положительного заключения. 

В соответствии со ст. 29 Закона РФ от 21.02.1992 г. №2395-1 «О недрах», оцененные запасы подземных вод участков недр (месторождений) подлежат государственной экспертизе и постановке на государственный учет. Исключение составляют участки недр местного значения, предоставляемые для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.

В состав работ по оценке запасов подземных вод, предлагаемых ГК «ЭКО ЦЕНТР», входит:

  • разработка проекта на геологическое изучение недр с описанием всех видов работ, планируемых к проведению на участке недр, а также экспертиза проекта в ФГКУ «Росгеолэкспертиза»;
  • проведение полевых исследований (рекогносцировочное обследование водозабора, проведение опытно-фильтрационных работ, гидрохимические и гидродинамические наблюдения за подземными водами);
  • камеральная обработка полученной информации и составление геологического отчета с подсчетом запасов подземных вод;
  • предоставление геологического отчета с подсчетом запасов подземных вод на государственную экспертизу и сопровождение экспертизы до получения результата.

Запасы подземных вод утверждаются в Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых в ФБУ «ГКЗ» или в Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых в уполномоченном органе государственной власти субъекта Российской Федерации.

В случае нарушения требований об оценке эксплуатационных запасов подземных вод право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством (см. Закон РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах», раздел III, ст. 23).

Кроме того, КоАП РФ предусматривает штрафные санкции до 500 000 рублей за отсутствие документов об утверждении запасов подземных вод на предприятии (см. ст. 7.3, 8.11).

Следует учитывать, что наложение штрафных санкций не освобождает предприятие от необходимости проведения оценки эксплуатационных запасов подземных вод. 


Оценку запасов подземных вод нужно проводить в ГК «ЭКО ЦЕНТР», потому что…

  • в составе  ГК «ЭКО ЦЕНТР» работает профильный гидрогеологический отдел, специалисты которого имеют многолетний опыт выполнения аналогичных работ;
  • ГК «ЭКО ЦЕНТР» проведены и успешно утверждены оценки запасов подземных вод от небольших водозаборов предприятий, до крупных водозаборных узлов городов;
  • в расчетах, выполняемых нашими специалистами, применяются различные методы, в том числе метод геофильтрационного моделирования;
  • для проведения лабораторных исследований используются мощности лабораторного комплекса ГК «ЭКО ЦЕНТР», состоящего из пяти аккредитованных лабораторий;
  • гидрогеологи ГК «ЭКО ЦЕНТР» в процессе работ детально изучают перспективы развития предприятия, что позволяет правильно учесть перспективы водопотребления на длительный срок; 
  • в процессе проведения работ учитываются региональные требования (специалистами группы компаний выполнено большое количество оценок запасов в различных регионах РФ);
  • у специалистов ГК «ЭКО ЦЕНТР» имеется положительный опыт решения проблем, связанных с превышением гигиенических критериев качества добываемых подземных вод;
  • профильные специалисты группы компаний обеспечивают комплексное выполнение гидрогеологических работ на всех стадиях эксплуатации водозабора; 
  • предлагаемые стоимости наших работ и услуг ниже, чем у конкурентов, за счет унификации и правильной организации труда;
  • качество работ обеспечено наличием необходимых аттестатов, допусков, лицензий, а также многоступенчатым контролем со стороны службы качества.


При проведении оценки запасов подземных вод в сторонних организациях заказчики сталкиваются со следующими частыми проблемами…

  • недостаточные квалификация и опыт специалистов;
  • скрытые субподрядные работы влекут дополнительные затраты со стороны заказчика;
  • срыв сроков утверждения запасов подземных вод ведет к отзыву лицензии и огромным финансовым потерям;
  • через 2-3 года требуется переоценка запасов подземных вод, так как в процессе работы не учитываются перспективы развития предприятия;
  • отсутствие опыта прохождения экспертиз приводит к отрицательному результату в самом начале согласования;
  • некорректные данные, заложенные на одном из этапов работ, приводят к отрицательному результату по всей работе в целом (например, неправильно рассчитанный размер поясов санитарной охраны в проекте ЗСО);
  • некорректная работа с фондовыми материалами и выбор неверной методики расчета приводят к снижению запасов подземных вод или изменению категории подземных вод;
  • в длительном процессе проведения работ гидрогеологическая организация приходит к банкротству и невыполнению взятых на себя обязательств.

Правовые основы для разработки


  • Закон РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» (ст. 23, 29)

  • Приказ Минприроды России от 30.04.1998 г. № 123 «О введении в действие «Рекомендаций по содержанию, оформлению и порядку представления на государственную экспертизу материалов подсчета запасов металлических и неметаллических полезных ископаемых» и «Рекомендаций по содержанию, оформлению и порядку представления на государственную экспертизу материалов подсчета эксплуатационных запасов питьевых, технических и лечебных минеральных подземных вод»

  • Приказ Минприроды России от 30.07.2007 г. № 195 «Об утверждении Классификации запасов и прогнозных ресурсов питьевых, технических и минеральных подземных вод»

  • Приказ Минприроды России от 31.12.2010 г. № 569 «Об утверждении Требований к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов питьевых, технических и минеральных подземных вод» 

Согласующие органы

  • ФБУ «ГКЗ» (для участков недр федерального значения)

  • Уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ (для участков недр местного значения)

Результат работ

  • Геологический отчет с подсчетом запасов подземных вод, прошедший государственную экспертизу

  • Протокол Государственной комиссии по запасам (Территориальной комиссии по запасам)

Срок действия

  • 25 лет (кроме случаев увеличения водоотбора, изменения схемы водозаборного узла, окончания срока действия лицензии и владения участком недр)

Ответственность

  • Ст. 7.3 КоАП РФ – штраф на юридических лиц до 500 тыс. руб

  • Ст. 8.11 КоАП РФ – штраф на юридических лиц до 500 тыс. руб